В Башкортостане завершилась работа этно-художественного симпозиума «Тура-хан»

В Башкортостане завершилась работа этно-художественного симпозиума «Тура-хан»

Заслуженный художник Башкортостана Салават Гилязетдинов назвал симпозиум самым лучшим проектом в его жизни.

— Здесь все сложилось: прекрасная организация, размещение, питание. Природа настолько располагает к творчеству. Здание музейного комплекса «Шульган-Таш» в контрасте с природой вызывает особое ощущение, от которого не можем отойти до сих пор, — говорит уфимский график и эмальер.

По его словам, работу над оснащением галереи Евразийского музея кочевых цивилизаций нужно продолжать. Фундамент уже есть, участники симпозиума — представители кочевых народов — вложили душу и создали первые картины для будущего музея кочевников. Мероприятие должно быть ежегодным. И каждый симпозиум посвящать разным темам, так или иначе соприкасающимся с миром кочевых цивилизаций.  Например, на следующем симпозиуме можно осветить мир женщины степи. И не только на холсте. Ведь дополнительно можно создавать украшения и расписывать платки. А последующий симпозиум посвятить образу коня и воина и другим темам. Так, к открытию музея в Чишминском районе будет собрана ценная коллекция работ.

Салават Гилязетдинов также отметил, что интерес к нашей республике всегда был высокий.

— Имею 18-летний опыт проведения симпозиума в Елабуге. Художники из других регионов всегда спрашивали, почему в Башкортостане нет таких мероприятий. И вот начали же. К нам хотят присоединиться мастера из Саха-Якутии, Алтая и не только. И это сотрудничество можно расширить. Потенциал Башкортостана огромный. Потенциал музея «Шульган-Таш» еще даже не раскрыт. В 2019 году в Уфе организовали выставку «Мифы и легенда народов мира» в искусстве горячей эмали. В республике никогда этой темой не занимались. Со всей России получили работы, организовали выставку и потом отправили ее в г. Новокузнецк. Там настолько потрясла их эта выставка, что они решили создать Центр эмали. Я им разработал концепцию мастерской вплоть до выбора печи. А почему мы не можем создать Центр уральской эмали?  Базой мог бы выступить музейный комплекс «Шульган-Таш». Самое главное ведь печь, а она уже есть в лаборатории музея. Нужно лишь закупить медь и стеклянную порошковую эмаль. У нас была бы своя школа эмальерного искусства, со своим лицом, уникальной темой Шульган-Таш. А пока и я, и многие другие  мастера работают в других регионах, и наши проекты выставляются как проекты других субъектов. Хочется создать свое, республиканское, чтобы говорили о нашем Башкортостане, приезжали к нам и здесь работали, — поделился мнением заслуженный художник республики Салават Гилязетдинов.

На симпозиуме работали 12 приглашенных авторов и творческий руководитель проекта Ильдар Ганиев. Все авторы — состоявшиеся мастера, работы которых хранятся в музейных и частных собраниях России и мира.

Известная в Европе и в нашей республике автор Сулпан Билалова запечатлела на холсте Бога неба (Күк Тәңреһе), восседающего на вершине горы Торатау. По словам художника, культ Тенгри важен для нашего народа, он совершенствовал национальное экологическое сознание. Сулпан Билаловна отметила, что долго размышляла с каким орудием на руках изобразить «Хранителя горы», и нашла, что  орудие горняков — кирка — подойдет лучше, чем трость или кинжалы и сабли — символы войны.

Выступая на выставке, которой завершился симпозиум, московский художник отметила необходимость таких мероприятий. «Давно мечтала, чтобы нас собирали в родной республике. Нам важно работать у себя для своей Родины. Эту традицию необходимо продолжать», — отметила она.

Работа дагестанского живописца Магомеда Даудова напоминает картину поимки Салавата: связанный высокий статный воин с гордо поднятой головой в окружении власть имущих.

— В картине изображена сцена поимки храброго Хочбара. Это герой аварского фольклора, горец, боровшийся за свободу народа в конце века XVII. Сказание прекрасно пересказал в поэме Расул Гамзатов.  Столкновения двух враждебных сил — знакомая для всех тема. У каждого народа были свои герои, боровшиеся за свободу народа. Поэтому не удивительно, что многие в лице Хочбара видят своего героя, — говорит Магомед Даудов.

Картина Магомеда, как и остальных художников, получилась монументальной. Гость из Махачкалы отметил, что сжатые сроки симпозиума заставляют четко планировать, чтобы успеть завершить работу, и ребята выкладываются полностью.

Adblock test (Why?)

Leave a Reply